76-мм пушка
обр. 1902 г.
1902

В 1900 году в распоряжении ГАУ для испытаний поступили новые системы полевых скорострельных пушек заводов Круппа, Сен-Шамона, Шнейдера и Путиловского. У всех четырех систем тормоз отката был гидравлический и накатник пружинный. Системы были подвергнуты испытаниям стрельбой и возкой на расстояние 600 км.
16.01.1901 г. последовало Высочайшее постановление заказать Путиловскому заводу 12 пушек с новыми лафетами для войсковых испытаний. По результатам войсковых испытаний 1901 года окончательного заключения по системе сделать не удалось, и Путиловскому заводу было предложено изменить конструкцию лафетов к апрелю 1902 года. После новых войсковых испытаний и новых переделок новая пушка была принята на вооружение приказом по артиллерии от 3.03.1903 г. под наименованием «3-дм полевая пушка обр. 1902 г.». Высочайшее повеление о принятии пушки последовало 19.03.1903 г.
Баллистика и внутреннее устройство ствола пушки обр. 1902 г. ничем не отличались от обр. 1900 г. Ствол обр. 1902 г. отличался от обр. 1900 г. только отсутствием цапф и цапфенного кольца. Ствол сцеплялся с люлькой с помощью бороды и двух направляющих захватов.
Лафет орудия изменился кардинально. Откат впервые в русских сухопутных орудиях происходил по оси канала. Противооткатные устройства были помещены в люльке под стволом. После выстрела цилиндр гидравлического тормоза отката откатывался вместе со стволом. Пружины накатника были надеты на цилиндр тормоза отката.
У лафетов обоих образцов подъемный и поворотный механизмы были винтового типа. Ось лафета стальная, колеса деревянные. Пушка возилась шестеркой лошадей.
В 1903 году было заказано 4520 3-дм полевых пушек 1902 г. Целиком орудия изготавливали Путиловский, Обуховский и Пермский заводы. Санкт-Петербургский орудийный завод изготавливал только стволы, да и то из болванок Пермского и Обуховского заводов, лафеты для него изготавливали Петербургский, Киевский и Брянский арсеналы.
|
Тактико-технические данные |
76-мм пушка обр. 1902 г |
Калибр, мм |
76,2 |
Длина ствола полная, мм |
2286 |
Длина ствола полная, клб |
30 |
Длина канала, мм |
2185 |
Длина канала, клб |
28,7 |
Длина нарезной части, мм |
1790 |
Вес затвора, кг |
20 |
Вес ствола с затвором, кг |
389 |
Угол ВН |
6°; +16°40" |
Угол ГН |
5,5° |
Толщина щита, мм |
4,0 |
Система в боевом положении, кг |
1092-1106 |
Система в походном положении с передком, кг |
1712 |
Передок пустой, кг |
426 |
Передок груженый, кг |
720 |
Скорострельность без исправления наводки, выстр./мин. |
10 |
Расчет, чел. |
3 |
Время перехода из походного положения в боевое, с |
30-40 |
Скорость возки по шоссе, км/ч |
6-7 |
|
Дополнительная информация |
Страна-производитель |
Россия |
Конструктор |
|
Кол-во выпущенных экземпляров |
|
Годы выпуска |
1902 |
|
|
|
|