
Миномет был спроектирован капитаном Е. А. Лихониным при содействии инженеров Ижорского сталелитейного завода. Первый миномет Лихонина был испытан 22 мая 1915 г. в 1915 году было изготовлено 154 47 мм. миномета Лихонина, в 1916 году — 500, и в 1917 году — 113 минометов. Всего на заводе было изготовлено 767 47 мм. минометов Лихонина.
Миномет состоял из тела миномета, замка, лафета с сектором, отвеса и угломера.
Ствол имел гладкий канал для помещения хвоста снаряда, камору для помещения гильзы с зарядом и нарезную часть для помещения замка. Ствол стальной. Заодно со стволом откованы цапфы.
Заряжание миномета производилось следующим образом: заряжающий открывал замок, закладывал гильзу с зарядом в камору, опускал за ручку замок в нарезную часть ствола орудия и поворачивал по часовой стрелке до отказа. Далее хвост (шомпол) мины опускали в дульную часть ствола. Перед выстрелом заряжающий оттягивал спуск курка, затем откидывал предохранитель и дергал за шнур, приделанный к хвосту курка.
Лафет с сектором состоял из двух железных рам, соединенных скобами для переноски миномета и листа, образующего основание. К этому листу прикреплена скоба для забивания в землю железного кола и угольник для крепления правила.
Для вертикального наведения миномета к лафету прикреплен сектор, по круговой прорези которого ходил болт с барашком, укрепленным на рычаге. Рычаг укреплен на цапфе ствола. Поворачивая рычаг, меняли угол наклона. Нажимая барашек, можно было намертво соединить ствол орудия с сектором.
Механизм вертикального наведения конструктивно обеспечивал угол возвышения от 0° до 70°, но при углах, меньших 35°, стрелять не рекомендовалось, так как возможно было опрокидывание лафета.
Для стрельбы из миномета было необходимо три номера расчета, для подноски мин — еще три.
На поле боя миномет перевозился одним или двумя номерами расчета. Для перевозки служил колесный ход, состоящий из двух колес, одетых на стальную ось. Для удобства возки миномета в лафет вставлялось железное правило с рукояткой. Миномет могли переносить и вручную четыре номера, для чего в скобы вставлялись палки. Вес миномета в боевом положении 90,1–99 кг.
Миномет на земле крепился железным колом, забиваемым через отверстие в основании лафета.
В боекомплект миномета входило три типа надкалиберных мин. Чаще всего использовались 180-мм фугасные мины с железным сварным корпусом. На дне имелось отверстие для ввинчивания хвоста, к которому приклепаны четыре железных крыла стабилизатора. Вес мины 21–23 кг (с шомполом), длина 914мм. Мина снаряжена 9,4 кг аммонала. Взрыватель — ударная трубка обр. 1884 г. или 13ГТ. При начальной скорости 60 м/с максимальная дальность стрельбы 180-мм сварной миной составляла 320 м.
Также использовалась чугунная мина весом 10,65 кг (с шомполом), содержавшая 205 г тротила. Дальность стрельбы миной составляла 170 м.
Еще использовалась чугунная мина с ударной трубкой обр. 1877 г. весом 6,5 кг (без шомпола). Этой миной можно было стрелять на дальность до 400 м.
Все мины имели одинаковый шомпол длиной 596 мм. Шомпол входил в ствол на 474 мм. Размах стабилизатора по крыльям 292 мм.
Заряд помещался в латунную гильзу от 47-мм морских пушек Гочкиса. Вес заряда 47 г бездымного пороха Г9–48. Воспламенитель 1 г черного пороха. Длина гильзы 80 мм. Первоначально заряд был 64–98 г черного пороха.
Тактико-технические данные |
47-мм миномет (бомбомет) Лихонина обр. 1916 |
Калибр, мм: |
47 |
Вес боевой, кг: |
90,1-99 |
Угол ВН, град: |
0, +70 |
Начальная скорость мины (фугас), м/с: |
60 |
Макс. дальность стрельбы, м: |
320 |
Скорострельность, выстр/с: |
4 |
Вес мины, кг: |
21-23 |
|
Факты |
Страна-производитель |
Россия |
Конструктор |
Лихонин |
Кол-во выпущенных экземпляров |
767 |
Годы выпуска |
1915-17 |
|
|
|