В развитие постановления Совета Труда и Обороны от 8 января 1936 года по договоренности с фирмой Шкода были проведены полевые и войсковые испытания опытного образца 75-мм горной пушки С-5 со стволом, изготовленным под калибр 76,2 мм. Причем полигонные испытания были проведены в Чехословакии и на НИАПе, а войсковые испытания — в 1936 году в Закавказье.
В СССР С-5 именовалась «горной пушкой особой доставки» или Г-36 (горная 36 года). По мнению ГАУ, С-5 оказалась «лучшим типом из известных пушек».
Начальник вооружения и технического снабжения РККА Халепский заявил, что покупка С-5 даст возможность выиграть по крайней мере год-полтора в сроках развертывания горных пушек в СССР.
В начале 1937 года было подписано соглашение о том, что фирма Шкода передает СССР документацию на изготовление С-5 в обмен на лицензию и техническую помощь в производстве в Чехословакии советского бомбардировщика СБ-2. В том же году был произведен обмен документацией.
В январе 1938 года на НИАПе были начаты параллельные испытания 76-мм горных пушек 7–2 и Г-36.
С 20 мая по 20 июня 1938 года пушка 7–2 прошла полигонные испытания на АНИОПе в объеме 1415 выстрелов и 1000 км пробега. Полигонные испытания пушка не выдержала из-за плохой работы полуавтоматики и противооткатных устройств. Тем не менее пушка была подана на войсковые испытания, которые прошла с 22 июня по 3 августа 1938 года. На войсковых испытаниях колеса пушки испытаний не выдержали. Орудие с шестеркой лошадей свободно преодолевало подъем в 10–15° и канавы глубиной до 1 метра.
Система 7–2 была официально принята на вооружение постановлением от 5 мая 1939 года под наименованием «76-мм горная пушка обр. 1938 г.». В 1941 году был изменен и заводской индекс пушки — 7–2 стала Е-2.
Ствол пушки разборный, состоял из трубы, казенника и муфты.
Казенник и муфта соединялись между собой нарезными секторами. В собранном виде труба зажималась казенником и муфтой.
Затвор вертикальный клиновой с ¼ автоматики. Затвор открывался только вручную при помощи рукоятки, а закреплялся автоматически при вкладывании в ствол патрона (гильзы).
Тормоз отката гидравлический, цилиндр его расположен под стволом. Накатник пружинный, пружины расположены в два ряда вокруг цилиндра тормоза отката. При откате цилиндр тормоза откатывался вместе со стволом.
Станок состоял из трех частей: лобовой, средней и хоботовой, шарнирно соединенных между собой. При коротком лафете средняя часть отсутствовала, а хоботовая часть крепилась непосредственно к лобовой части.
Уравновешивающий механизм пружинный, состоял из двух колонок, находящихся внутри лобовой части.
Подъемный механизм имел зубчатый сектор, прикрепленный к люльке.
При повороте лобовая часть лафета передвигалась по боевой оси.
Колеса металлические дисковые с шинами ГК, лафетные и передковые колеса одинаковы. Подрессоривания нет.
|