130-мм 2C9 «Берег» (1992)

В середине 70-х годов для защиты побережья в частях БРАВ ВМФ СССР наравне с ракетными противокорабельными комплексами применялись 130-мм АК СМ-4. Низкая мобильность и устаревшие системы управления СМ-4 уже не соответствовали современным требованиям по обороне морских границ. Для быстрого поражения движущихся водных целей и ведения эффективных боевых действий на побережье было необходимо создать новый береговой АК. Эта работа была поручена волгоградскому ЦКБ «Титан» под руководством генерального конструктора Виктора Александровича Шурыгина — головной проектно-конструкторской организации по созданию самоходных ПУ и агрегатов наземного оборудования мобильных РК для РВСН и Сухопутных войск, а также артиллерийских систем среднего и крупного калибров для армии и ВМФ.

В 1980 году техническая документация на новый 130-мм береговой самоходный АК А-222 «Берег» была передана ПО «Баррикады» — традиционному изготовителю разработок ЦКБ «Титан». Однако, из-за загруженности производства заказами по изготовлению ПУ и другого наземного оборудования для РКСН РСД-10 «Пионер», создание «Берега» затянулось. Первый опытный образец был готов только в 1988 году, после чего на полигоне недалеко от Феодосии начались его испытания. Комплекс отрабатывался до 1992 года. На государственных испытаниях «Берег», удовлетворив все предъявленые требования, показал себя с самой лучшей стороны — на глазах у заказчика прямым попаданием была эффектно уничтожена крупноразмерная цель. Впервые широкой публике комплекс был показан в 1993 году на выставке вооружений в Абу-Даби.

Комплекс «Берег» предназначен для поражения малых и средних надводных кораблей, в том числе быстроходных, со скоростью до 20 узлов, на непосредственных подступах к побережью — в приливных зонах, островных и шхерных районах, а также для поражения наземных целей. Комплекс может быть развернут на подготовленный или неподготовленной в топогеодезическом и инженерном отношениях огневой позиции. Он может выполнять все возложенные на него боевые задачи в любое время суток и при любых погодных условиях, в условиях активных и пассивных помех, при температуре окружающей среды от -50° до +50°. В состав комплекса входят центральный пост (ЦП) с системой управления стрельбой, шесть САУ с 130-мм орудиями и 1–2 МОБД.

Все машины комплекса «Берег» смонтированы на однотипных шасси повышенной проходимости МАЗ-543М с колесной формулой 8х8. Применение колесных шасси позволило повысить в 1,7 раза запас хода по топливу и в 3 раза — гарантийный пробег машин комплекса по сравнению с гусеничными шасси.

ЦП состоит из СУО БР-136 с радиолокационными и оптико-электронным каналами обнаружения и сопровождения целей и вспомогательного оборудования, предназначенного для связи с машинами комплекса и поддержания нормальных условий обитания личного состава.

СУО БР-136 обеспечивает круговой (или в заданном секторе) радиолокационный и телевизионно-оптический обзор надводной обстановки в любое время суток. Возможна работа ее при наличии активных и пассивных помех. Автоматически сопровождается до четырех радиолокационно наблюдаемых целей. Наведение артустановок и стрельба могут вестись одновременно по двум морским или наземным целям в любой комбинации артустановок. После поражения цели СУО позволяет практически мгновенно перенести огонь на следующую цель из числа сопровождаемых.

По определенным параметрам движения сопровождаемых целей СУО вычисляет полные углы наведения для шести орудий в режиме центральной наводки с учетом баллистических и метеорологических поправок, а также удаления каждого орудия от ЦП. При этом обеспечивается полная автоматизация всех процессов вычисления параметров, в том числе автоматическая корректировка по радиолокационно наблюдаемым всплескам от разрывов снарядов.

В процессе работы ЦП информация кругового радиолокационного обзора отображается на индикаторе обзора с прямоугольной разверткой по азимуту. На индикаторе также отображаются два электронных визира первого и второго каналов сопровождения — две тонкие линии, передвигаемые операторами с помощью шариковых устройств ручного управления. При совмещении электронных визиров с отметками обнаруженных целей включается режим автоматического сопровождения.

Данные телевизионно-лазерного канала сопровождения выводятся на телевизионный индикатор. При этом на специальном световом табло высвечивается информация о расстоянии до обнаруженных объектов, полученная от лазерного дальномера.

Каждый из двух каналов сопровождения работает в трех управляемых операторами режимах (ручного наведения, полуавтоматического и инерциального сопровождений), а также в двух автоматических (программного — для захвата целей и автоматического сопровождения). Кроме того, в первом канале предусмотрена возможность телевизионно-лазерного сопровождения любой из обнаруженных целей. При работе операторов в управляемых режимах, а также при контроле за качеством автоматического сопровождения используется специальный точный секторный индикатор «Азимут-дальность», на котором отображается радиолокационная информация о надводной обстановке.

Каналы управления стрельбой комплекса также работают в режимах привязки элементов комплекса, по морским целям или по береговым. При этом БР-136 обеспечивает ведение стрельбы САУ как одиночными залпами, так и со скорострельностью 4, 6, 8, 10 и 12 выстрелов в минуту. За ходом стрельб командир комплекса может наблюдать на индикаторе «Азимут-дальность» либо получать об этом информацию с наблюдательных пунктов или вертолета-корректировщика. Для документирования результатов стрельб используются цифропечатающие устройства.

Кузов-фургон ЦП разделен внутри на пять отсеков: моторный, антенного поста, высокочастотный, радиооператорский и операторский. В моторном отсеке размещены дизельный электрический агрегат для резервного питания (при отсутствии питания от МОБД или от централизованных энергосетей) номинальной мощностью 30 кВт переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью, а также машинный преобразователь с вторичным напряжением 220 В частотой 400 Гц и мощностью 15 кВт для питания СУО.

В отсеке антенного поста на выдвижном основании размещены приемо-передающие приборы системы управления: радиолокаторная антенна кругового обзора с собственным приводом вращения, а также дальномерно-визирное устройство оптико-электронного канала обнаружения и сопровождения целей. Система приводов антенного поста позволяет крепить его по-походному, поднимать и опускать в автоматическом и ручном режимах через проем крыши кузова-фургона, закрытом в транспортном положении крышками. СВЧ-энергия подводится к антенному посту через специальный подвижный волновой тракт.

Такие приборы СУО, как передающее устройство, прибор управления поляризацией и устройство поддержания давления в волноводах, размещены в высокочастотном отсеке, имеющем специальную экранировку от СВЧ-излучений и специальную экранированную дверь.

В радиооператорском отсеке находятся прибор первичной обработки, СВЧ-приемное устройство, цифровой вычислитель и оборудование рабочих мест радиотелеграфиста и водителя-электрика. На рабочем месте радиотелеграфиста установлены радиостанция, приборы коммутационной аппаратуры внутренней связи, блок проводной связи с МОБД, а также индивидуальный вентилятор и обогреватель.

Антенна радиостанции может укладываться в транспортное положение при перемещении ЦП, для чего в кабине водителя установлены специальные органы управления. Рабочее место водителя-электрика обрудовано также ПДУ дизель-электрическим агрегатом, пультами управления систем электроснабжения, жизнеобеспечения, вентиляции приборов и пожаротушения.

В операторском отсеке размещены рабочие места командира комплекса, командира ЦП, старшины группы управления, артиллерийского электрика и артиллерийского радиометриста. На рабочем месте командира комплекса находятся аппаратура навигации, связи и сигнализации, визир наблюдения и целеуказания, откидные столики для работы с топографическими картами, резервный прибор управления огнем и телефонный аппарат связи с наблюдательными постами. Для уменьшения мертвой зоны видимости при работе с визиром наблюдения и целеуказания командир может приподнять его с помощью подъемных механизмов, установленных на крыше кузова-фургона.

Рабочее место командира ЦП оборудовано прибором первого канала управления стрельбой и аппаратурой связи с артустановками. Аналогичное оборудование для обеспечения стрельбы САУ по данным второго канала размещено на рабочем месте старшины группы управления. Перераспределение орудий по каналам управления стрельбой может быть произвольным.

Приборы первого и второго каналов сопровождения целей находятся на рабочих местах артиллерийского электрика и радиометриста. Там же размещены прибор управления дальномерно-визирным устройством и аппаратура связи.

При развертывании ЦП на неровной местности у кузова-фургона имеются специальные домкраты, при помощи которых расчет может сделать плоскость вращения антенны горизонтальной. Поскольку домкраты имеют не только электромеханические, но и ручные приводы, расчет способен установить ЦП в горизонтальной плоскости даже в аварийной ситуации. В передней части кузова-фургона над кабиной автомобиля установлены два кондиционера — один для системы вентиляции приборов, другой — для системы жизнеобеспечения экипажа.

130-мм орудие САУ установлено в башне, вращающейся на опорно-поворотном устройстве в виде специализированного роликового подшипника. Наведение орудия осуществляется электромеханической системой, которая имеет режимы наводки: автоматический — по цифровым кодам, поступающим от ЦП, и полуавтоматический, выполняемый наводчиком с помощью прицельных устройств артустановки. В последнем случае предполагается, что САУ участвует в боевых действиях автономно и не имеет связи с ЦП и МОБД. Такая возможность автономного функционирования каждой из шести САУ существенно повышает живучесть АК в целом.

В башне оборудованы рабочие места командира, наводчика и четырех заряжающих. На рабочем месте командира установлен блок управления работой всех систем (управления огнем, наведения, боепитания, удаления гильзы, жизнеобеспечения, пожаротушения), оптико-электронный командирский прибор наблюдения с ночным каналом, квантовый дальномер, баллистический вычислитель и планшет для автономной работы, радиостанция, аппаратура управления внутренней и наружной проводной переговорной связью, аппаратура освещения и обогрева.

Наводчик на своем рабочем месте имеет оптический прицел, блок световой сигнализации, а также аппаратуру освещения и внутренней связи. В случае, если в зону стрельбы могут попадать какие-либо препятствия, наводчик может учесть это обстоятельство, введя информацию в специальный блок ввода координат зон запрета стрельбы, находящийся на его рабочем месте.

Рабочие места двух передних заряжающих организованы у лотков подачи выстрелов симметрично оси канала ствола. Места задних заряжающих находятся у боеукладок и их загрузочного устройства. Здесь же размещены две укладки для хранения и транспортировки 40 унитарных выстрелов со снарядами фугасного и осколочно-фугасного действия.

Для поглощения звукового воздействия и наружнего тепла внутреннее покрытие башни выполнено из специального синтетического пенообразного материала. Большинство механизмов орудия внутри башни герметизировано. Кроме того, в башне установлен вентилятор, с помощью которого снижается загазованность воздуха в процессе стрельбы. Забор воздуха при этом осуществляется через поднимаемую над крышей трубу.

САУ на огневой позиции горизонтируется четырьмя домкратами, обеспечивающими жесткость шасси при стрельбе. Перемещения в процессе стрельбы учитываются системой ввода поправок, включающей датчики крена и оптический визир.

Рядом с подвижной башней на автомобильном шасси установлен агрегатный отсек, в котором находится силовой агрегат для привода двух электромашинных усилителей системы наведения орудия, генератор постоянного тока для питания домкратов, а также аккумуляторные батареи и блоки систем энергоснабжения, наведения и управления огнем.

МОБД включает в себя: съемный блок электроснабжения с двумя дизельными электрическими агрегатами номинальной мощностью по 30 кВт переменного трехфазного тока частотой 50 Гц напряжением 380/220 В с изолированной нейтралью для обеспечения бесперебойного стабилизированного энергоснабжения систем ЦП при длительном дежурстве на огневой позиции; топливные баки, рассчитанные на непрерывную работу дизель-агрегатов в течение 7 суток; двухместное и четырехместное купе для отдыха личного состава; 4-х местную столовую-комнату отдыха; оборудованную кухню с запасами продовольствия, позволяющими обслуживать десять человек в течение 7 суток. Для организации ближней обороны на крыше смонтирована башенная пулеметная установка.

В кузове-фургоне МОБД также размещено специальное оборудование для оповещения расчета о радиационном и химическом заражении, навигационная аппаратура для выхода комплекса (или части машин при их рассредоточенном перемещении) в заданный район. Имеются специальные шкафы для сушки одежды и обуви с электронагревателями и вентилятором, а также для индивидуальных средств химзащиты, боекомплекта, противогазов, личного оружия, переносных аккумуляторных светильников и баки с питьевой и бытовой водой.

В 1996 году береговой АК «Берег», пройдя все положенные испытания, был принят на вооружение ВМФ. В июле 2003 года «Берег» был продемонстрирован в боевом положении министру обороны России Сергею Иванову на полигоне Прудбой в Волгоградской области. В августе 2003 года первый серийный комплекс вошел в состав 40-го БРАП, приписанного к новороссийской ВМБ.

Техническая маневренность, высокая эффективность стрельбы и полная автономность «Берега» делают его надежным средством решения оборонительных задач. Такие подвижные батареи обладают неоспоримыми преимуществами по сравнению со стационарными артиллерийскими комплексами, поскольку обеспечивают оборону значительно большего участка, а также позволяют выдвигаться в различные районы скрытно от противника. В случае обнаружения в прибрежной зоне кораблей противника комплекс решает боевую задачу за промежуток времени, который не позволит кораблю противника уйти из точки прицеливания. Систем вооружения с подобными характеристиками в мире больше никто не производит.

 

ТТХ А-222 «Берег»
Боевая масса шасси, т 44
Ширина, мм 2200
Запас хода, км: 850
Силовая установка
Вариант Модель Кол-во Мощность, л.с.
Д Д-12А-525А 1 525
Вооружение
Вариант Калибр, мм Модель Кол-во Боекомплект / 1
Пушка 130 1
Дополнительная информация
Страна-производитель СССР
Разрабочик ЦКБ «Титан»
Год принятия на вооружение
Кол-во выпущенных экземпляров
 

Последние статьи

Популярные статьи

Подкатегории

Спонсоры

Опрос

Нравится ли Вам дизайн нашего сайта?